Здоровьесберегающие технологии

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа №3"

 города Богородска 

Нижегородской области

                                                                                               

Здоровьесберегающие технологии

 

 Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

 

1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие  /отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.).

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).

5. Чередование видов преподавания (норма:   через 10-15 мин)

6. Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих  обучающихся.

7. Место и длительность применения ТСО.

8. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.

10. Наличие внешней мотивации деятельности  обучающихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации.

11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик»,  «ученик-ученик».

12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.

13. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60  до  80%).

14. Момент наступления утомления  обучающихся и  снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе).

15. Темп окончания урока:

1.  «скомканность» - нет времени на  вопросы учащихся, комментарий домашнего задания;

2.   спокойное завершение урока;

3.   задерживание обучающихся после звонка.

 

Разрушительно воздействуют на состояние  здоровья школьников:

 

1. Стрессогенные   технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся.

2. Недостаток физической активности учащихся.

3. Отсутствие   индивидуального подхода в обучении.

4. Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.

5. Недостаточный уровень   психологических знаний педагогов.

6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

 

  Принципы  здоровьесберегающей педагогики:

 

1. Принцип доброты.

2. Принцип успешности.

3. Принцип ненанесения вреда.

4. Пинцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся (то есть все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся и учителей)

5. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

6. Принцип соответствия  обучения возрастным особенностям обучающихся.

7. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке

8. Принцип  заинтересованности

 

Некоторые  идеи профилактической  медицины  и  психологии здоровья  от  известных  врачей  и психологов

 

1. Если вы будете  от  души  смеяться  хотя бы 10 минут в день,  то  ваш сон  станет  спокойным. Риск  инфаркта  снизится  на 50%.

2. Не  подавляйте  в  себе негативные  эмоции,  иначе  вы заболеете  неврозом.

Ходите пешком – это  профилактика гипертонии.

3. Если  любите петь,  то  пойте  каждый  день – это  продлевает  жизнь,  укрепляет  сердечную  мышцу.

4. Живите делами  сегодняшнего дня по принципу  «здесь  и  сейчас»,  не  сожалейте о  прошлом  и  особо  не  беспокойтесь,  что будет завтра.

5. Думайте больше  о  светлых  и  радостных сторонах жизни,  а  не о темных и печальных,   ибо   «наша жизнь  есть то,  что  мы о ней  думаем».

6. Не  следует держать  злобу  на  оппонентов  и  пытаться  с ними расквитаться.

7. Старайтесь   приносить  радость  другим людям. Делая добро  другим,  вы  делаете  его  прежде  самому себе.

8. Отдыхайте до того,  как  пришло  чувство   усталости.

9. Не задерживайте внимания  на недостатках  других.  Проявляйте  больше интереса  к  их  положительным качествам.

10.  Помните:  здоровье не самоцель,  а  лишь  условие  достижения  счастья  и  благополучия  в  семье  и на работе.

 

Основные   государственные  нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы сохранения здоровья обучающихся

 

1.   Федеральный закон  от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ  «Об  основных гарантиях  прав ребенка  в Российской Федерации»;

2.    Закон об образовании РФ;

3.    Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН  2.4.2.2821-10,  утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

 

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

(СанПиН  2.4.2.2821-10)

 

 

 

при 5-дневной неделе

1 класс - 21  час;

2-3 класс – 23  часа;

 

при 6-дневной неделе:

4 класс  -  26 часов;

5 класс- 32 часа;

6 класс – 33 часа;

7 класс – 35 часов;

8-9 классы – 36 часов;

10-11 классы – 37 часов.

 

Объем  максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

  Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

 

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3).

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, ИЗО, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

 Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  7 к СанПин 2.4.2.2821-10

Рекомендации  по  проведению занятий физической культурой

в зимний период

Возраст обучающихся

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе

Без ветра

При скорости ветра до 5 м/сек

При скорости ветра до 6-10 м/сек

При скорости ветра более 10 м/сек

до 12 лет

- 9  С

- 6  С

- 3  С

 

Занятия не  проводятся

12-13 лет

-12  С

- 8  С

- 5  С

14-15 лет

-15  С

-12  С

- 8  С

16-17 лет

-16  С

-15   С

-10  С

 

Здоровьесберегающие  технологии-

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 

Сущность здоровьесберегающего урока:

- обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока,

 позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни

 Один  из  рецептов  возвращения  к   ЗОЖ - улыбка

1. она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

 2.улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3.заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.                                                  

 

Дата последнего обновления страницы 01.09.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»